Религию попросили из школы вместе с физруком
19 февраля 2004 года
"В 135-й школе учитель физкультуры под видом занятий по каратэ вербует детей в секту..." - позвонила в редакцию безымянная читательница. Я решила проверить информацию и в прошлую субботу побывала в 135-й школе" - так начинался материал "Физрук в школе...". Слово "секта" сильно задело всех...
- Весь город теперь знает, что у меня в школе секта, - вздыхает директор 135-й школы Людмила Дроздикова. Директор даже переживает, что ее школе грозит неукомплектованность учениками в связи со скандальной славой.
Учитель физкультуры, который, как выяснилось, является представителем евангельских христиан-баптистов, тоже оскорбился: "Почему вы назвали клуб "Авана" криминальным словом "секта"?" "Да это не я вас так назвала, а читательница, видно, не смогла выговорить "религиозная организация", - безуспешно попыталась я объяснить физруку.
...Вообще-то слово "секта" из русского языка никто не изымал. И хотя ни оскорбительным, ни ругательным оно по сути не является, представители многочисленных религиозных организаций считают его почему-то очень страшным и очень сильно на него обижаются. Религиозных организаций сегодня в России тысячи, но сектой себя никто не признает и другим называть так себя не разрешает. Однако в 2000 году в Петербурге, когда представительница одной из религиозных организаций подала в суд на журналистов, употребивших слово "секта", суд решил, что понятие "секта" общеизвестно и используется в отношении религиозных организаций, исповедующих взгляды узкой группы людей по сравнению с большинством, следовательно, оно не может оскорбить чьих-либо чувств. И точка.
Однако речь в материале "Физрук в школе..." шла вовсе не о том, цензурное или нецензурное слово "секта". Речь шла о свершившемся факте - учитель физкультуры, он же представитель религиозной организации, занимается религиозным образованием и воспитанием школьников. Делает это после уроков и, как он утверждает, с согласия детей и родителей. И все же как к этому относиться?..
В школе отнеслись плохо. Сразу после публикации материала состоялось заседание педсовета и профкома. Педагоги вынесли физкультурнику общественное порицание: "Мы 20 лет на репутацию школы работали, а ты ее за четыре месяца разрушил!" (физрук принят на работу с сентября). Под давлением общественности физрук написал было заявление по собственному, но, поразмыслив, забрал его: с какой стати я должен увольняться, ведь я не сделал ничего плохого? Директриса в ужасе: уволить физрука по статье нельзя - статьи такой нет, оставить в школе тоже нельзя - что скажут люди, что напишут газеты?.. Хотя, по большому счету, директор тоже признает, что физрук ничего плохого не сделал. Всем участникам скандальной истории не по себе, все унижены, обижены, все запутались.
Именно запутались. С одной стороны, федеральный и республиканский законы "Об образовании" декларируют светский характер образования в государственных школах. Тот же принцип - "религия отделена от государственных школ" - прописан в школьных уставах. С другой стороны, существует приказ министра образования РФ Владимира Филиппова от 3 июля "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ". Согласно ему религиозным организациям позволено обучать детей религии в стенах обычных общеобразовательных школ. Правда, со значительными оговорками - организация должна быть зарегистрирована; родители, желающие, чтобы их дети получали религиозное образование, должны обратиться с письменной просьбой к администрации школы; возможность обучать детей религии должна быть согласована с местным органом самоуправления; используемая в процессе обучения религии литература должна иметь маркировку с полным названием организации...
Обсуждая этот приказ за "круглыми столами", представители различных религиозных конфессий встретили его в целом одобрительно: давно, мол, пора было государству пустить религию в школы. Зампредседателя Центрального духовного управления мусульман Фарид Салман предложил даже государству "пресекать любые выступления против религиозного образования в школе".
Однако образовательные чиновники, издав приказ, похоже, сами толком не поняли, что они хотели сказать. Вчера я целый день пыталась получить в Минобразе РФ внятный ответ, в каких рамках и на каком уровне разрешено сейчас преподавание религии в школах. Из одного департамента меня отправляли в другой, из одного отдела отсылали в третий. "На факультативах, кажется, можно изучать религию, - предполагали чиновники. - Но какую и как, объяснить затрудняемся".
В конце концов консультант департамента образовательных программ и стандартов Любовь Гармаш признала:
- В июльском приказе о предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии в школах очень много "белых пятен". Приказ уже подвергся жесткой критике. Он не устраивает как тех, кто выступает за религиозное образование, так и тех, кто против. В ближайшее время мы намерены корректировать и дорабатывать приказ совместно с минюстом.
В Минобразе РТ проявили осторожность и не приняли филипповский приказ так уж всерьез ("Не торопись выполнить команду, потому что за ней может последовать команда "Отставить!"). Местные чиновники руководствуются соображениями, что пусти в школу одну религиозную организацию - все захотят, а чем это может обернуться, один Бог знает. В здешнем лицензионном отделе не выдали пока ни одной лицензии, дающей кому бы то ни было право обучать детей религии в общеобразовательных школах, пусть даже и во внеурочное время.
Ольга МАЧНЕВА, "Вечерняя Казань"